Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
CAD/CAE/CFD/CAO/HPC новости 26 Декабря 2011 года
Данная новость была прочитана 5630 раз

Представители PTC, Siemens PLM Software, Autodesk и АСКОН прокомментировали отчет Russia Vertical Markets 2010 – 2014 Forecast от IDC

Логотип компании IDC (Inernational Data Corporation)

Компания IDC сообщает о публикации отчета Russia Vertical Markets 2010 – 2014 Forecast. В документе подробно рассматриваются тенденции и приводится прогноз затрат на ИТ по 17 секторам экономики и 9 категориям продукции ИТ, включая оборудование, программное обеспечение и услуги.

Как и годом ранее, основной объем российского рынка в 2010 году приходится на домашних пользователей. За ними следуют предприятия транспортного, коммуникационного и энергетического секторов. Значительным по объему является также сегмент рынка, представленный органами власти, образования и здравоохранения.

IDC ожидает, что в 2011 году расходы на ИТ в долларовом выражении увеличатся на 13,3% по сравнению с предыдущим годом. Что касается технологических сегментов рынка ИТ, наибольший темп роста покажет сегмент ИТ-услуг – свыше 20%.

В прогнозируемый период с 2011 по 2015 гг. расходы на ИТ в России будут расти ежегодно в среднем на 11,6% и в 2015 г. составят 41,1 млрд. долл. Наиболее высокими темпы роста будут для предприятий розничной торговли (в среднем 17,4% в год). Также относительно высокие темпы роста (15,1%) прогнозируются для объединенной вертикали, охватывающей предприятия транспорта, коммуникаций, энергетики и ЖКХ.

В то время как размер ИТ-инвестиций в крупнейшие предприятия основных отраслей в ближайшие годы замедлится, для игроков ИТ-рынка все более важным целевым сегментом становятся средние и мелкие предприятия, где высок потенциал внедрения новых решений.

В этой публикации FEA.ru приводит комментарии к результатам отчета, которые были даны представителями компании АСКОН и российских подразделений Siemens PLM Software, PTC и Autodesk сайту Портал машиностроения применительно к ситуации в машиностроительном комплексе.

 

А. Тасев, генеральный директор компании PTC Россия

А. Тасев, генеральный директор компании PTC Россия.

– Что Вы можете сказать о большем объеме рынка, связанном с предприятиями транспортного и энергетического секторов?

– Вполне возможно. Большие проекты в нашей стране, в том числе и по ИТ, связаны с госпрограммами. В наступающем году планируются государственные инвестиционные программы по развитию энергетической и транспортной инфраструктуры, которые будут «расшивать узкие места и создавать условия для частных инвестиций». Все это создает предпосылки для увеличения объема рынка.

– Ожидается ли снижение по инвестициям в ИТ крупнейших предприятий?

– Не думаю. Россия стоит на пороге вступления в ВТО, в ожидании «открытия» экономических границ крупные российские компании вынуждены думать о своих конкурентных преимуществах, и ИТ технологии могут стать ключевым фактором успеха. И речь не идет о настольных решениях, офисных приложениях, предприятия будут фокусироваться на бизнес-платформах, которые позволяют построить совместную работу, информационный обмен, контроль и оптимизировать процессы от концептуального проектирования изделия до вывода из эксплуатации, например как это делает PLM-система (Product Life Cycle Management, Управление Жизненным Циклом Изделия). C помощью бизнес-платформ класса PLM возможно решить многие проблемы дискретной промышленности, ускорить вывод продукта на рынок, снизить затраты, увеличить рентабельность, улучшить пост-продажное обслуживание. Емкость российского рынка, на котором мы работаем, уже сейчас оценивается в 200+ миллионов долларов. И мы прогнозируем, что эта цифра может увеличиться раза в 3, если менеджмент промышленных предприятий приобретет ясное понимание, какие дивиденды бизнесу может принести внедрение бизнес-платформ, подобных нашей. В свое время эти же ступени развития прошли разработчики ERP-систем. Теперь пришла наша очередь с PLM-системами.

– Насколько общие выводы отчета могут быть применимы для предприятий машиностроительной отрасли, в частности отмеченная тенденция по увеличению важности для поставщиков ИТ-услуг средних и малых предприятий?

– Я бы не стал напрямую транслировать эти выводы на машиностроительный сектор. Основу дискретной промышленности в России составляют крупные предприятия и корпорации, которые все тщательнее относятся к разработке ИТ стратегии и своим расходам. Эти компании нуждаются в современных, отвечающих реалиям российского бизнеса решениях, которые помогли бы им построить совместную работу, наладить контроль, оптимизировать различные процессы, в том числе работу с поставщиками и клиентами. Поэтому разработчики, которые предлагают именно такие программные решения, а главное могут доходчиво объяснить, какие проблемы бизнеса решает это программный продукт, имеют прекрасные возможности. В то же время, такие новые технологии, как облачные вычисления, становятся доступнее для небольших компаний (проще внедрять и использовать, требования к аппаратному обеспечению тоже снижаются). Что дает толчок для развития SMB-рынка, хотя, конечно, он не будет расти быстрее, чем рынок крупных предприятий.

 

В. Е. Беспалов, генеральный менеджер Siemens PLM Software в России и СНГ

В. Е. Беспалов, генеральный менеджер Siemens PLM Software в России и СНГ.

– Как Вы прокомментируете тенденции в инвестировании российскими машиностроительными предприятиями в САПР/PLM-решения и потенциал рынка, связанный с мелкими и средними предприятиями?

– Мы считаем, что в России достаточно высокий потенциал рынка – российские производители инвестируют и продолжат активно инвестировать в развитие САПР/PLM-решений. САПР/PLM-решения направлены на сокращение сроков разработки изделия и технологической подготовки производства, при их интеграции повышается эффективность как индивидуальной работы конструкторов и технологов, так и производительность всего коллектива. Поэтому, стратегия развития современного предприятия, нацеленного на успех, обязательно предусматривает инвестиции в решения по управлению жизненным циклом изделия.

По оценкам экспертов McKinsey в 2009 году Россия демонстрировала только 26% от показателей производительности США. Внедрение PLM-решений является одним из ключевых факторов в повышении производительности работы и ведущие российские машиностроительные компании продолжат инвестировать в PLM для повышения своей конкурентоспособности.

Больший рост инвестиций в САПР/PLM-решения можно ожидать и на рынке средних предприятий, где в последнее время наблюдается тенденция укрупнения производства. Стране необходима модернизация производства, что предполагает создание необходимой инновационной среды и в первую очередь развитие средних и мелких предприятий.

– Что Вы можете сказать о большем объеме рынка, связанном с предприятиями транспортного и энергетического секторов?

– Сегодня Россия вкладывает серьезные средства в модернизацию существующих и строительство новых генерирующих мощностей. Примерами является инвестиционные программы госкорпорации «Росатом» и ОАО «Силовые машины». От того, насколько быстро будут реализовываться новые проекты в энергетическом секторе, зависит и дальнейшее развитие PLM в секторе энергетического машиностроения.

– Ожидается ли снижение по инвестициям в ИТ крупнейших предприятий?

– Если говорить об инвестициях в PLM, на данный момент мы не наблюдаем снижения инвестиций в ИТ крупнейшими предприятиями. Скорее речь идет о более качественном расходовании средств. Инвестиции становятся более обоснованными, фокусными, и более целевыми, с обязательной демонстрацией результатов.

– Насколько общие выводы отчета могут быть применимы для предприятий машиностроительной отрасли, в частности отмеченная тенденция по увеличению важности для поставщиков ИТ-услуг средних и малых предприятий?

– Пока рано говорить о такой тенденции, можно только отметить, что большинство поставщиков ИТ-услуг отмечают потенциал рынка средних и малых предприятий. Однако насколько наши ожидания оправдаются – покажет время. Мы намерены расширять наше присутствие в данном сегменте. Мы уделяем большое внимание развитию и продвижению программного обеспечения SolidEdge и других продуктов линейки Velocity, которые в первую очередь ориентированы на решение задач средних и малых предприятий в области проектирования изделия и технологической подготовки производства.

 

Е. Лесников, директор направления «Машиностроение» компании Autodesk в России и СНГ

Е. Лесников, директор направления «Машиностроение» компании Autodesk в России и СНГ.

До конца года ещё осталось время. Традиционно оно – наиболее горячее. А как вы, возможно, знаете, у Autodesk финансовый год заканчивается в январе. Но, тем не менее, про уходящий год можно сказать много интересного. Прежде всего, хочу отметить, что для направления «Машиностроение» этот год оказался выдающимся. К сожалению, я не могу раскрывать цифры роста, но если их сравнить с теми, что осенью назвали наши коллеги по цеху, то мы ушли далеко вперед, если брать сопоставимые временные отрезки. Наша команда сильно выросла и, надеюсь, продолжит расти в следующем году.

Рынок сейчас переживает не самое простое время, но я его оцениваю, как сильный рынок. Выборы и волнующая обстановка в международных финансах оказывают влияние на активность наших заказчиков, но назвать этот год кризисным никак нельзя.

Вы приводите прогноз для ИТ-рынка. Не думаю, что его можно однозначно проецировать на рынок САПР. По моей оценке рынок САПР растёт быстрее рынка ИТ.

Если заявленные государством инвестиции в различные машиностроительные отрасли действительно придут, и придут быстро, то мы можем войти в активную стадию модернизации и переоснащения многих крупных холдингов и предприятий. В этом случае нас ждут годы напряжённой работы. Если большая часть финансовых средств будет приходить в отечественную промышленность от реализации товаров на внешних рынках, как это происходило многие годы в целом ряде важных индустрий, то мы будем сильно зависеть от процессов в мировой экономике.

Мелкие и средние предприятия часто зависят от внутриэкономической ситуации и от заказов от крупных государственных холдингов, структур. Они всегда стараются быть на острие новых технологий, чтобы быть конкурентоспособными и динамичными. На них сейчас работает очередная смена поколений информационных технологий, но в случае кризиса им придётся сложнее других.

Однако, наряду с опасениями, следующий год несёт много позитивных надежд. Будем ориентироваться на них.

 

Е. Бахин, директор по стратегическому развитию АСКОН

Е. Бахин, директор по стратегическому развитию АСКОН.

– Как Вы прокомментируете тенденции в инвестировании российскими машиностроительными предприятиями в САПР/PLM-решения и потенциал рынка, связанный с мелкими и средними предприятиями?

– И 2011 год, и 2012-й, и последующие будут весьма жесткими для российского машиностроения. Сами промышленники прекрасно это осознают. Конкуренция высокая, прибыльность низкая (на уровне или чуть выше годовой инфляции), эффект масштаба для большинства предприятий не работает (слишком малы рынки, где продается отечественная продукция), физический размер прибыли, которую можно реинвестировать, невелик. Кроме того, надо учитывать и неопределенность со спросом на глобальных рынках, сократившийся горизонт прогнозов и планов. Любые инвестиции будут пристально рассматриваться на предмет сроков окупаемости, влияния на конкурентоспособность. Просто так денег на «модные» ИТ-проекты выделять собственники и менеджеры не будут. И особенно это касается предприятий средних и малых, находящихся в частной собственности. Хорошая новость заключается в том, что ИТ действительно входят в набор ключевых технологий для конкурентоспособности и развития современного машиностроения. Инвестиции в них будут, с каким темпом — предсказать не беремся. Все зависит от того, как отрасль будет продавать свою продукцию на внутреннем (Таможенный союз) и глобальном рынках. Очень приблизительно можно сказать, что на каждый процент роста производства будет приходиться примерно 2,5-3% роста ИТ-инвестиций в машиностроении. Плохая новость для ИТ-поставщиков и тот «маленький грязный секрет», который они обычно тщательно скрывают – помимо ИТ-инструментов принципиально важна квалификация персонала и его мотивированность, четкие рыночные стратегии и цели, выверенная продуктовая линейка, современные процессы по всей цепочке создания, продажи и сервиса, современное оборудование, качественное управление. На каждом предприятии свой набор проблем. И не следует ожидать, что везде именно ИТ-решения являются критическим звеном для немедленного улучшения и инвестиций в эти улучшения.

– Что Вы можете сказать о большем объеме рынка, связанном с предприятиями транспортного и энергетического секторов?

– Мы 20 лет прожил на инфраструктурном заделе СССР. По ряду позиций и гораздо больше лет. Поэтому инвестиции в инфраструктуру нужны и будут. Влияние пойдет практически по всей промышленности, в том числе будет рост и по ИТ-сервисам. Но с одной оговоркой – если оборудование и работы по проектированию, инжинирингу, строительству и обслуживанию будут заказываться в России. Если будет делаться заявленный объем локализации тех же новых скоростных поездов и электричек Siemens – будет масса работы для поставщиков в национальном машиностроении. А если нет – инвестиции послужат на благо немецкого машиностроения и его кооперации.

– Ожидается ли снижение по инвестициям в ИТ крупнейших предприятий?

– Пока крупные машиностроительные предприятия формируют основной объем ИТ-рынка. Явного снижения нет, но очевидно гораздо более внимательное отношение к любым инвестициям. Когда денег становится меньше, их тратят намного аккуратнее. В ближайшие годы картина наверняка будет неоднородной. Размер инвестиций в ИТ крупных частных компаний напрямую будет зависеть от успешности продаж, от размера прибыли, от общей уверенности и от запуска новых проектов и новой продукции. Для предприятий государственных все зависит от исполнения заявленных бюджетных программ по ОПК, авиакосмической отрасли и другим приоритетным для государства отраслям. Сами промышленники смотрят на вещи трезво. В частности, многие из них прогнозируют урезание на 20% заявленных инвестпрограмм уже с 2012 года, например, в энергосетевых компаниях. Как следствие, идет и реалистичная переоценка возможных рынков для продукции, потребляемой в рамках сократившихся инвестпрограмм.

– Насколько общие выводы отчета могут быть применимы для предприятий машиностроительной отрасли, в частности отмеченная тенденция по увеличению важности для поставщиков ИТ-услуг средних и малых предприятий?

– На длинном периоде выводы, на наш взгляд, вполне применимы. Российское машиностроение проходит очень глубокую трансформацию от автаркической модели (полный цикл производства продукции внутри крупного и сверхкрупного предприятия) к современной компонентной модели (до 80% узлов и агрегатов конечного изделия закупается у поставщиков). При компонентной модели формируется большой слой малых и средних компаний, которые производят компоненты и оказывают самые разные сервисы (инжиниринг, логистика и так далее), которые крупному предприятию выгоднее купить, чем делать самому. А если структура машиностроения постепенно будет меняться, поменяется и структура спроса для ИТ-поставщиков. Будет расти доля тех самых средних и малых заказчиков. Причем им требуются зачастую иные продукты и иные сервисы, чем предприятиям крупным. Это очевидно проявляется в тех секторах российского машиностроения, которые вышли в реальную рыночную ситуацию и в которых реально и очень быстро идет та самая трансформация.

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта Портал машиностроения.