Hi-Tech новости 11 Августа 2012 года
Данная новость была прочитана 3950 раз

1. Боевые самолеты "Сухого" на период до 2020 г. станут основой ВВС России 2. Во Всероссийском институте авиационных материалов (ВИАМ) прошел Круглый стол "О роли и значении новых материалов и технологий в создании и развитии военной авиации"

1. Боевые самолеты "Сухого" на период до 2020 г. станут основой ВВС России

Логотип ОКБ «Сухого»

Уже сейчас парк тактических самолетов ВВС РФ состоит примерно на две трети из машин «Сухого». В настоящее время самолеты, разработанные в ОКБ «Сухого», составляют более 40% истребительного парка ВВС России. Это - самолеты Су-27, в том числе 12 Су-27СМ3 нового производства и Су-27СМ, которые прошли модернизацию бортового оборудования и получили возможность выполнения задач по поражению наземных целей и так называемую «стеклянную» кабину. Кроме того, ВВС получили также в последние годы двухместные истребители Су-30М2 и несколько новейших многофункциональных истребителей Су-35С.

Что касается ударной и штурмовой авиации, весь ее парк состоит в настоящее время исключительно из машин марки «Су». Это штурмовики Су-25, фронтовые бомбардировщики Су-24 и новейшие Су-34, которые начали поступать в войска в рамках выполнения контракта 2008 года на закупку военно-воздушными силами этих бомбардировщиков.

Су-34
Су-34

Таким образом, уже сегодня «Сухие» составляют около 65% парка боевой тактической авиации России.

В рамках выполнения ГПВ-2020, отмечается в исследовании Центра АСТ, ВВС России также ориентируются на закупки преимущественно машин марки «Су». Это подтверждается, в частности, размещенными ВВС РФ за последние годы крупными заказами: 2008 - контракт на поставку фронтовых бомбардировщиков Су-34. 2009 - контракт на поставку Су-35С, Су-27СМ3 и Су-30М2, 2012 - контракты на поставку Су-34 и Су-30СМ.

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта и-Маш.

Ссылки по теме:

13.06.2012 CompMechLab-Hi-Tech-Review - Вооружение России: бомбардировщик Су-34, истребители Су-27, Су-35 и МиГ-29, ПАК ФА Т-50
26.08.2011 Акционерной холдинговой компании "Сухой", занимающей 20%-сегмент мирового рынка истребителей - 15 лет
14.08.2011 Рейтинг американского военного журнала Defense News - Top100 ведущих компаний военно-промышленного комплекса в 2010 году
14.02.2011 "Аэро Индия 2011" - Sukhoi Superjet 100 никого не оставил равнодушным
26.01.2011 Компания «Сухой» уверенно занимает второе место на мировом рынке новых многофункциональных истребителей
 

2. Во Всероссийском институте авиационных материалов (ВИАМ) прошел Круглый стол "О роли и значении новых материалов и технологий в создании и развитии военной авиации"

ВИАМ_логотип

Как заявил в преддверии круглого стола Генеральный директор ВИАМ, академик РАН, доктор технических наук, профессор Евгений Николаевич Каблов, «сегодняшнее мероприятие имеет важное значение не только с исторической точки зрения, но и поможет нам заглянуть в будущее военной авиации». «Оценка и обсуждение перспективных направлений развития ВВС, а также использование при этом новых материалов и технологий являются залогом обеспечения обороноспособности России», - сказал он.

«Без материалов, разработанных в ВИАМ, ни один отечественный летательный аппарат не строился. Только развивая материаловедческое направление, мы сможем конкурировать с ведущими мировыми державами как в области авиастроения, так и в других отраслях промышленности», - подчеркнул Генеральный директор института.

По его мнению, для достижения намеченных целей одного технического перевооружения мало. «Особая роль должна отводиться работе с молодыми учеными, подготовке высококвалифицированных кадров и специалистов, реализации их потенциала», - отметил Евгений Николаевич Каблов. «Для сотрудников ВИАМ очень важно само понимание того, что их труд важен для достижения нашим Отечеством и, в частности Военно-воздушными силами, новых высот».

Евгений Николаевич Каблов сообщил, что «ВИАМ ведет активную работу в этом плане, основой для которой стал базовый документ «Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года», разработанный институтом в прошлом году и одобренный Научно-техническим советом при Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации».

«Материалы – это основа любой конструкции. Сейчас перед инженерами стоит задача создания «умных» конструкций и без высокоэффективных материалов эту задачу не решить. В ВИАМ сформировались авторитетные школы материаловедения, мы имеем хорошие заделы и сумеем решить поставленные перед нами задачи», - заключил он.

Доклад известного авиаконструктора, дважды Героя Социалистического Труда, академика, советника Генерального директора ОАО АК «Ил» Генриха Васильевича Новожилова был посвящен теме «Материалы в конструкциях самолетов семейства «Ил». Он, в частности, коснулся истории отечественной военной авиации. «Какое техническое решение воплощено в Ил-2! Это поистине «летающий танк», - сказал он. «Но Ил-2 не обвешан броней снаружи: она часть его конструкции, то есть выполняет двойную функцию. И разработана она была в ВИАМ», - заявил авиаконструктор. «Именно так, в тесном контакте, взаимодействии должны работать материаловеды и конструкторы во имя эффективного достижения общей цели», - отметил он.

Герой Российской Федерации, академик РАН, Генеральный конструктор ОАО «Камов» Сергей Викторович Михеев выступил с докладом «Вертолетостроение, новые горизонты». Он заявил, что «в вертолетостроении, можно сказать, всё только начинается, и здесь к материалам предъявляются особо высокие требования. Например, к материалам, из которых изготовлены вертолеты, работающие в море, в условиях агрессивной среды». «То же самое касается повышения скорости. Сейчас мы ведем работу по разработке машин, которые смогут развивать скорость до 500 километров в час», - сообщил он.

Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель СССР, Главный конструктор Пилотажно-исследовательского центра Анатолий Николаевич Квочур рассказал о перспективах международных разработок в авиационной сфере, а также роли новых материалов для вхождения России в шестой технологический уклад. «Для решения этой задачи нужны конкретные целевые научные установки и тесная кооперация», - заявил он.

Анатолий Николаевич Квочур также рассказал участникам круглого стола об успехах использования системы синтезирования рельефа местности на лобовом стекле пилота, что существенно облегчает взлет-посадку ночью или в условиях плохой видимости. «Планируем предложить данную технологию для использования и на вертолетах», - подчеркнул он. Особое внимание докладчик уделил необходимости подготовки молодой смены летчиков-испытателей и передачи ей богатого опыта ветеранов.

Ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолий Александрович Александров в своем докладе «Роль МГТУ им. Н.Э. Баумана в разработке новых материалов и технологий для современной военной авиации» рассказал об истории своего вуза, который стоял у основ инженерного образования в России. Он отметил как исторические, так и плодотворные современные связи МГТУ и ВИАМ.

«Сегодняшний день – праздничный, но и рабочий, ведь наш круглый стол – рабочее научное мероприятие», - сказал он. По мнению Анатолия Александровича Александрова «МГТУ всегда работал в тесной связи с промышленностью – так же, как и с ВИАМ. И вообще наши судьбы с этим институтом тесно связаны, ведь у основ ВИАМ стояли такие выдающиеся ученые Бауманского училища, как И.И. Сидорин, Н.М. Скляров и другие». «Очень приятно, что нашей кафедрой, которую в свое время возглавлял Иван Иванович Сидорин, сейчас руководит Евгений Николаевич Каблов», - заключил он.

Президент Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» Виктор Михайлович Чуйко отметил, что «разработки и продукция ВИАМ играют важнейшую роль в отечественном двигателестроении». «Они позволяют существенно снизить массу самолетов и улучшить их характеристики по всем направлениям», - отметил он.

Генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Викторович Обносов рассказал о важности применения новейших материалов в разработке ракетного вооружения. «Только в кооперации с ВИАМ мы можем ответить на вызовы времени и заглянуть в будущее», - подчеркнул он.

Председатель научно-технического совета госкорпорации «Ростехнологии» Юрий Николаевич Коптев в своем выступлении отметил, что «сейчас началась реализация целого ряда программ по развитию нашей промышленности, в том числе и тех ее сфер, которые работают для военной авиации и космоса». «Прочным фундаментом для этого всегда были материалы. Мы высоко оцениваем работу отечественных материаловедов и желаем им новых успехов в работе!», - сказал он.

Командующий Дальней авиацией ВВС РФ генерал-лейтенант Анатолий Жихарев сообщил, что «при разработке нового перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА) большое значение уделяется композиционным материалам «для того, чтобы уменьшить эффективную отражающую поверхность».

Участие в круглом столе приняли представители Администрации Президента Российской Федерации, Государственной Думы, Совета Федерации, Минпромторга, Минобрнауки, Минобороны, государственных корпораций «Ростехнологии» и «Росатом», интегрированных структур ОАО «ОАК», ОАО «Вертолеты России», ОАО «УК «ОДК», ОАО «Корпорация тактическое ракетное вооружение», конструкторских бюро, предприятий авиационной промышленности, государственных научных центров РФ, институтов РАН и национальных исследовательских университетов.

По итогам круглого стола его участники приняли проект обращения. «В этом обращении мы сформулировали направления, в которых должно развиваться отечественное материаловедение», - заявил в этой связи Евгений Николаевич Каблов. «Успехи есть, но и проблем хватает. Например, отставание в программном обеспечении, когда мы вынуждены искать нужные программы за границей», - сказал он. По мнению Генерального директора ВИАМ, «еще одна проблема - отсутствие права на интеллектуальную собственность у разработчиков на их ноу-хау. И эту проблему нужно решать как можно быстрее, чтобы у людей был стимул работать».
«И вот буквально сегодня я с большим удовольствием узнал, что наш премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев в ходе поездки по Сибирскому федеральному округу на заседании экспертного сообщества по вопросам развития предпринимательства при вузах и исследовательских центрах отметил, что следовало бы предоставлять российским новаторам исключительные лицензии на результаты их интеллектуальной деятельности. Очень хочется надеяться, что этот механизм будет, наконец, разработан», - заключил он.

Далее приведен текст обращения.

ПРОЕКТ

ОБРАЩЕНИЕ

участников круглого стола «О роли и значении новых материалов и технологий в создании и развитии военной авиации»

г. Москва, 7 августа 2012 г.

Круглый стол «О роли и значении новых материалов и технологий в создании и развитии военной авиации» в рамках празднования 100-летия создания Военно-воздушных сил объединил представителей более 70 организаций и предприятий: администрации Президента Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке и обра-зованию, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минпромторга России, Минобрнауки России, Минобороны России, государственных корпораций «Ростехнологии» и «Росатом», интегрированных структур – ОАО «ОАК», ОАО «УК «ОДК», ОАО «Корпорация тактическое ракетное вооружение», ОАО «Вертолеты России», государственных научных центров Российской Федерации, институтов Российской академии наук, конструкторских бюро и предприятий авиационной промышленности, национальных исследовательских университетов.

Участниками круглого стола отмечено, что создание отечественной авиационной промышленности состоялось во многом благодаря материаловедческим исследованиям, основоположниками которых были выдающиеся советские ученые А.Н. Туполев и И.И. Сидорин, возглавлявшие Комиссию по созданию металлического самолета. В 1924 году был создан первый металлический самолет АНТ-2. Для производства материалов для авиации создавались целые отрасли.

Участники круглого стола считают, что в настоящее время совершенствование тактико-технических характеристик авиационных комплексов, реализация более высокой весовой отдачи, увеличение дальности и скорости полета, величины полезной нагрузки, обеспечение работоспособности в экстремальных условиях − возможны только при использовании конструкционных и функциональных материалов нового поколения, в том числе специальных металлических, неметаллических конструкционных, радиопоглощающих. При этом авиационные материалы, несмотря на их создание под конкретный летательный аппарат, находят все более широкое применение в различных отраслях промышленности. Пример тому – композиционные материалы, которые изначально разрабатывались в интересах авиационной и кос-мической техники, но сейчас используются везде − от строительной индустрии до топливно-энергетического комплекса.

Участники круглого стола отметили ведущую роль Всероссийского института авиационных материалов, который на протяжении 80-ти лет совместно с конструкторскими бюро, ведущими институтами авиационной промышленности – ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС, ЛИИ и институтами РАН проводит разработки в материаловедческой области и координирует работы по практическому использованию полученных результатов. Реализация разработанных институтом «Стратегических направлений развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года», одобренных решением научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации, должна стать одним из стимулов перехода России к новому этапу индустриализации.

Участники круглого стола считают, что ни один из выбранных приоритетов модернизации экономики России не может быть реализован без комплексного развития технологий в области материалов нового поколения и реализации принципов глубокой переработки сырья. Новый приоритет в модернизации экономики России «Материалы и глубокая переработка сырья» должен войти в сферу прямого контроля Президента и Правительства Российской Федерации − как ключевое направление технологического прорыва.

Для разработки нового поколения военной авиации, опережающей по техническому уровню образцы основных конкурентов, участники круглого стола предлагают:

  1. Расширить объем фундаментальных, фундаментально-ориентированных и прикладных научно-исследовательских работ, направленных на формирование опережающего научно-технического задела по созданию материалов нового поколения и технологий их переработки.
  2. Считать перспективным системное проведение исследований в области создания материалов нового поколения по «Стратегическим направлениям развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года», базирующихся на принципе неразрывности материалов, технологий и конструкций, включая использование «зеленых» технологий при создании материалов и комплексных систем защиты, а также реализацию полного жизненного цикла (с использованием IT-технологий) − от создания материала до его эксплуатации в конструкции, диагностики, ремонте, продлении ресурса и утилизации.
  3. Для обеспечения создания перспективной военной авиационной техники разработать государственную программу по разработке, восстановлению и организации производства материалов нового поколения и малотоннажной химии.
  4. Для целевой подготовки специалистов по созданию материалов и технологиям их переработки определить технические вузы, ответственные за подготовку инженеров этого профиля с обязательным прохождением практики в профильных организациях авиационной и смежных отраслях промышленности.

Справка

Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) имеет статус Государственного научного центра Российской Федерации и является крупнейшим материаловедческим предприятием в мире, которое выполняет заказы на разработку и поставку широкой номенклатуры металлических и неметаллических материалов, покрытий, технологических процессов и оборудования, методов защиты от коррозии, а также средств контроля исходных продуктов, полуфабрикатов и изделий на их основе. ВИАМ реализует свои разработки для решения задач в области оборонно-промышленного комплекса, авиа- и машиностроения, космических технологий, транспорта, энергетики, строительства, медицины и др.

ВИАМ имеет три филиала:

  • Геленджикский центр климатических испытаний ВИАМ им. Г.В. Акимова (ГЦКИ ВИАМ) - единственный в России научный центр климатических испытаний, позволяющий в условиях морского климата проводить комплексные испытания материалов, элементов конструкций и изделий, а также отработку систем защиты от коррозии, старения и биоповреждений;
  • Воскресенский экспериментально-технологический центр по специальным материалам (ВЭТЦ ВИАМ), который не имеет аналогов в России и СНГ и осуществляет научные изыскания в области бериллийсодержащих сплавов с замкнутым металлургическим производством, а также разрабатывает и применяет уникальные технологии по утилизации и переработке отходов бериллиевого производства;
  • Ульяновский научно-технологический центр (УНТЦ ВИАМ), который выполняет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области создания новых технологий, методик, оборудования, образцов изделий и полуфабрикатов из композиционных полимерных материалов, а также микропроцессорных средств технологического контроля их производства.

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайта Портал Машиностроения.