Hi-Tech новости 25 Октября 2012 года
Данная новость была прочитана 4468 раз

Российский вертолет Ми-28Н снова проиграл американскому вертолету AH-64 Apache в индийском тендере

По результатам крупнейшего тендера на поставку Дели 22 ударных вертолетов американский АН-64 Apache одержал победу над российским Ми-28Н.

Тендер на поставку ударных вертолетов Дели объявил еще в 2008 году. Согласно условиям тендера: Дели закупает 22 ударных и 15 тяжелых транспортных вертолетов. Сумма сделки оценивается в 3 млрд долларов. Участниками тендера стали: российская компания «Камов», британско-итальянская Augusta Westland, европейский концерн EADS, американские компании Bell Helicopter и Boeing.

К 2009 году Дели резко охладел к объявленому тендеру,  а в конце 2009 года Индия снова объявила о своем желании купить партию вертолетов. Повторный старт военно-технической гонки века привел к серьезной перегруппировке противоборствующих сторон:

  • вместо «Черной акулы» (от ее закупки отказались собственные военные) Россия предложила на экспорт Ми-28Н.
  • американцы представили вертолет АН-64 Apache.

Сравнение вертолетов АН-64 Apache и Ми-28Н: Ми-28Н тяжелее почти на 3 тонны, но имеет более мощные двигатели, обзор из кабины Ми-28Н лучше, однако в АН-64 Apache устанавливаются выпуклые стекла, которые не создают бликов, способных помешать работе с приборами. По вооружению Ми-28Н обошел Apache:

  • подвижные автоматические одноствольные орудия калибра 30 мм,
  • модифицированная танковая пушка 2А42 по точности попадания выше, чем у американского конкурента, исключительно надежна и практически не перегревается: в отличие от АН-64 Apache, Ми-28Н способен полностью, без перерывов на охлаждение, выпустить весь свой боекомплект и стрелок сам выбирает тип снаряда: бронебойный или осколочно-фугасный,
  • противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) - сверхзвуковая высокоточная ракета «Атака-В» с радиокомандным наведением на Ми-28Н, а  АН-64 Apache - ракеты Hellfire AGM-114A с лазерным наведением и AGM-114B с радиолокационным наведением, но добираются они до цели в 4 километра за 15 секунд, тогда как российские в 1,5 раза быстрее.

Собственно противостояние двух машин закончилось еще в 2011 году. Уже тогда стало понятно, что Дели доволен Ми-28Н, но покупать его не собирается. «Мы решили не выбирать Ми-28 по техническим причинам. Наши эксперты считают, что Ми-28 не отвечает требованиям тендера по 20 позициям, в то время как Apache показывает лучшие результаты», - сообщил представитель минобороны Индии.

Вертолет Ми-28Н      Вертолет AH-64 Apache
Вертолеты Ми-28Н и AH-64 Apache
 

Среди причин отказа в покупке вертолетов Ми-28Н называются:

  • авария во время стратегических командно-штабных учениях на Гороховецком полигоне под Нижним Новгородом, когда во время выполнения практической стрельбы вертолет упал, выполняя главный для себя маневр;
  • отсуствие военной статистики у Ми-28Н: вертолет АН-64 Apache давно применяется в ходе реальных военных конфликтов и имеет статистику эффективности боевого применения машины, и данные работы «на отказ» всех систем винтокрылой машины в обычных и сложных условиях эксплуатации;
  • опыт предыдущих контрактов с Москвой, когда, купив технику, Дели был вынужден доводить ее до боеготового состояния за дополнительные деньги;
  • под вопросом всепогодность и возможность применения в любое время суток вертолета Ми-28Н: оборудование, отвечающее за это, все еще проходит испытания.

В последнее время Индия серьезно диверсифицировала свои военно-технические связи. Россия больше не монополист на этом рынке. Этот факт даже закреплен в индийском законодательстве, предписывающем не покупать вооружения и военную технику у одного поставщика. Кроме того, сегодня Западные поставщики вооружения переняли тактику России и всё чаще предлагают Индии не только покупку, но и налаживание лицензионного производства.

Диверсификация привела к тому, что Россия вылетела из тендера на поставку легкого истребителя, тогда цена вопроса составила 1,5 млрд долларов на поставку 126 машин Дели. Лидировавший все время его проведения МиГ-35 был признан «негодным» в самый последний момент, когда европейцы пообещали, что передадут Индии технологии производства своих боевых машин.

Как отмечают эксперты, перспективы и точки соприкосновения интересов в военно-техническом сотрудничестве между Россией и Индией  остаются. По условиям тендера Дели необходимы еще и тяжелые транспортные машины: лидерство России в этой номинации абсолютно - Ми-26Т2 не имеет аналогов в мире. Однако сколько оно еще будет сохранятся - неизвестно...

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab®  по материалам сайта и-Маш.

Другие новости по этой теме на сайте FEA.ru:

2012.06.09. CompMechLab-Hi-Tech-Review - Вооружение России: вертолет Ми-28 Н, боевая машина пехоты БМП-2, авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" и истребитель Су-27
2012.05.21 Американская компания Bell Helicopter не скоро сможет вернуть себе лидирующую позицию на рынке гражданских вертолетов

Теги новости:
Boeing EADS