3057 прочтений

Российское инженерное образование в условиях трансформации социального заказа и перспектив создания инфраструктуры, точек роста экономики знаний

Научный проект РФФИ № 17-06-00588/17 получил поддержку по результатам конкурса проектов фундаментальных исследований 2017 года.

Получатель субсидии: ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого» (СПбПУ).

Научный руководитель: проректор по перспективным проектам СПбПУ А.И. Боровков.

Члены коллектива:

  • Арканникова Марина Сергеевна, доцент, кандидат политических наук, директор Культурно-образовательного комплекса Дирекции культурных программ и молодежного творчества СПбПУ.

  • Киселева Клавдия Николаевна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник отдела сопровождения проектов Дирекции Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии».
  • Кондин Борис Игоревич, доцент, кандидат педагогических наук, руководитель Дирекции культурных программ и молодежного творчества СПбПУ.

  • Максименко Елизавета Игоревна, аспирантка СПбПУ.

  • Романов Павел Иванович, профессор, доктор технических наук, директор Научно-методического центра Координационного совета федеральных учебно-методических объединений по области образования «Инженерное дело» СПбПУ.

  • Рябов Юрий Александрович, кандидат политических наук, начальник отдела технологического и промышленного форсайта Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» СПбПУ.

  • Салкуцан Сергей Владимирович, и.о. директора Института передовых производственных технологий СПбПУ.

Год начала проекта: 2017.

Год окончания проекта: 2019.

Проблематика проекта

Оценка места и роли инженерного образования в научной литературе приобрела особую актуальность и значимость для российской национальной экономики еще с начала 1990-х годов. Однако дискурс современной науки констатирует, что проблемы отечественного инженерного образования в условиях трансформации социального заказа в социологии управления практически не изучались, что делает данную научно-исследовательскую работу теоретически и практически значимой. В условиях научного поиска модели конкурентоспособного российского инженерного образования представляется целесообразной координация усилий по созданию исследовательской платформы для ее анализа в условиях трансформации социального заказа и перспектив развития инфраструктуры, точек роста экономики знаний. Всё это определяет актуальность темы исследования, избранной авторским коллективом и правомерность научного поиска в контексте междисциплинарного и интегративного подходов социологического анализа и теорий новой институциональной экономики.

Комплексность исследования заключается не только в выявлении сущности, основных характеристик российского инженерного образования в условиях трансформации социального заказа, тенденций и закономерностей взаимодействия всех заинтересованных участников социального заказа (инженерное образование – наука – промышленность – общество), но и в разработке практических предложений и рекомендаций по совершенствованию их взаимодействия.

Цели и задачи проекта

Исследование должно изучить и представить положения новых парадигм российского инженерного образования на примере ведущих мировых технических вузов, раскрыть реальные кейсы инженерных компетенций XXI века, сформулировать рекомендации по интеграции и адаптации «лучших практик» в живую ткань научно-образовательного процесса технических вузов Российской Федерации.

Ход реализации проекта

Исследование первого года (2017 год) выполнения проекта представляет собой анализ теоретико-методологических основ изучения российского инженерного образования в контексте социологии профессий и условий трансформации, в частности: анализ мировой повестки и глобальных тенденций развития инженерной деятельности в XXI веке, ключевых вызовов для высокотехнологичной промышленности, профессиональных компетенций в инженерном образовании в XXI веке, пилотажный анализ «лучших практик» в подготовке инженерных кадров в России. В рамках первого года выполнения проекта коллектив авторов подготовил 10 докладов, которые выступил на пленарных заседаниях и круглых столах международных и российских профильных научно-практических конференций и конгрессно-выставочных мероприятий.

Исследование второго года (2018 год) выполнения проекта представляет собой анализ российского инженерного образования в контексте социологии профессий и условий трансформации, в частности: изучение нормативных документов и вторичных источников по заявленной теме, массовый и экспертный социологический опрос всех заинтересованных субъектов взаимодействия социального заказа (инженерное образование – наука – промышленность – общество), анализ региональной специфики инженерного образования в условиях трансформации на примере Санкт-Петербурга, разработку базовых положений модернизации российского инженерного образования. В рамках второго года выполнения проекта коллектив авторов подготовил 28 докладов, которые представил на пленарных заседаниях и круглых столах/секциях международных и российских профильных научно-практических конференций и конгрессно-выставочных мероприятий, подготовил к публикации в рецензируемые издания 4 статьи.

Исследование третьего года (2019 год) выполнения проекта предполагает выполнение следующих задач:

  • Осуществить анализ трансформации инженерного образования от модели «Университет 1.0» к модели «Университет 4.0». Раскрыть сущность, роль и функции «Университета 4.0» в условиях трансформации социального заказа и перспектив создания инфраструктуры, точек роста экономики знаний.
  • Провести анализ перспектив российского инженерного образования в условиях цифровой экономики.
  • Разработать методические рекомендации развития российского инженерного образования в условиях цифровой трансформации.
  • Подготовить к публикации и опубликовать научные статьи в рецензируемые издания (Scopus, Web of Science, ВАК, РИНЦ).
  • Информировать о результатах исследования и популяризировать тему фундаментального исследования на научных и профильных конференциях/семинарах/саммитах.

Применение результатов проекта

Ожидаемые результаты исследования могут быть использованы для научного решения конкретной социально-экономической проблемы – определение факторов, предопределяющих дисфункциональность акторов/субъектов социального заказа (инженерное образование – наука – промышленность) в инженерном образовании в условиях цифровой трансформации и становления университетов нового типа, модели «Университет 4.0».

Результат проекта предполагает разработку модели эффективного профессионального инженерного образования. Назначение данной модели заключается, прежде всего, в ее внедрении в образовательный процесс высшей российской технической школы. В частности, данная модель будет представлена Координационному совету по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки», федеральным учебно-методическим объединениям в системе высшего инженерного образования в качестве аналитической основы для формирования предложений по развитию инженерного образования, федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ и других нормативных и методических материалов.

См., например, специальный доклад «Инжиниринг: компетенции» в журнале «Эксперт Северо-Запад» 2019/№2 и статью «Глобальные тренды в инженерном образовании» в журнале «Научно-технические ВЕДОМОСТИ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета» (Гуманитарные и общественные науки. Том 9, № 4, 2018. С. 58-76), а также статьи «О понятии элитное инженерное образование» и «О нормативном правовом обеспечении инженерного образования»