1634 прочтения

РФФИ

Научный проект РФФИ № 17-06-00588/17

«Российское инженерное образование в условиях трансформации социального заказа и перспектив создания инфраструктуры, точек роста экономики знаний», получивший поддержку по результатам конкурса проектов фундаментальных исследований 2017

Научный руководитель проекта: профессор, проректор по перспективным проектам СПбПУ Алексей Иванович Боровков.

Члены коллектива:

  • Арканникова Марина Сергеевна, кандидат политических наук, директор Культурно-образовательного комплекса Дирекции культурных программ и молодежного творчества СПбПУ.
  • Киселева Клавдия Николаевна, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник «Научно-методического центра Координационного совета федеральных учебно-методических объединений по области образования «Инженерное дело» СПбПУ.
  • Кондин Борис Игоревич, кандидат педагогических наук, руководитель Дирекции культурных программ и молодежного творчества СПбПУ.
  • Максименко Елизавета Игоревна, аспирантка СПбПУ.
  • Романов Павел Иванович, доктор технических наук, директор «Научно-методического центра Координационного совета федеральных учебно-методических объединений по области образования «Инженерное дело» СПбПУ.
  • Рябов Юрий Александрович, кандидат политических наук, главный специалист  Инжинирингового центра «Центра компьютерного инжиниринга», старший научный сотрудник «Научно методического центра Координационного совета федеральных учебно-методических объединений по области образования «Инженерное дело» СПбПУ.
  • Салкуцан Сергей Владимирович, старший преподаватель «Высшей школы промышленного менеджмента и экономики», директор Проектного офиса Программы повышения конкурентоспособности ФГАОУ ВО «СПбПУ» среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заместитель директора по инновациям и предпринимательству ИППТ СПбПУ.
  • Щербина Людмила Александровна, начальник отдела технологического и промышленного форсайта СПбПУ.

Аннотация проекта:

В современном мире инженерное образование является базовым потенциалом стратегического развития любого государства. Оно влияет на все стороны функционирования страны как субъекта инновационной деятельности, как экономического игрока в системе глобальной конкуренции, как объекта для инвестиций, как особого социокультурного пространства и феномена.

Оценка места и роли инженерного образования в научной литературе приобрела особую актуальность и значимость для российской национальной экономики еще с начала 1990-х гг.. Переход в экономике с командно-административных принципов хозяйствования на рыночные повлиял на производственную инфраструктуру региональных территорий и, как следствие – снизил спрос на квалифицированные инженерные кадры. Изменение вектора приоритетов в профильной подготовке в сторону гуманитарных дисциплин фактически спровоцировало потерю преемственности отечественных научных инженерно-технических школ. Вместе с тем, российский инженерный корпус, обладающий глубоким потенциалом и традициями инженерного изобретательства, но не востребованный страной оторвался от одного из основных поставщиков инженерных задач – рынка.

Глобализация рынков, конкуренции, образовательных и промышленных стандартов, финансового капитала и наукоемких инноваций актуализировали в научном дискурсе как вопросы трансформации сферы образования в целом, так и инженерного образования, в частности. Вызовы глобальной экономики знаний, шестого технологического уклада, указывают на потребность научно-исследовательского обоснования новой «дорожной карты» российского инженерного образования, с одной стороны, с другой – на фундаментальную трудность и социальную инерцию, с которой уже сейчас сталкивается высшая техническая школа. К данным факторам можно отнести:

  • нерегулируемый социальный спрос, который обуславливает как противоречия между реальным спросом на специалистов технического профиля и спросом населения (абитуриентов и их родителей) в выборе престижных профессий, так и вносит дезорганизующий фактор в систему эффективной взаимосвязи вузов и потребностей реального сектора экономики;

  • отсутствие сетевого/кластерного характера взаимодействия всех заинтересованных субъектов инновационного процесса (образование, наука, промышленность), демонстрирует их экономическую независимость;

  • резкое ужесточение требований к базовому образованию инженеров, качеству их интеллектуальных, творческих, волевых и организационных способностей (которое было заложено в «классической концепции» инженерного образования, получившей развитие в XVIII- XIX вв. и достигшей пика своего развития в начале XX в.);

  • формирование спроса на новые типы компетенций и новые формы подготовки: повышение требований к целостности, универсальности и широте подготовки инженера, который вновь оказывается одновременно в роли ученого, технического эксперта и руководителя предприятия, что расширяет зону его ответственности;

  • увеличение доли студентов, которые не видят особой ценности в научно-технической карьере, в техническом образовании и имеют низкую мотивацию к обучению (что в последствии приводит к трудоустройству таких студентов в других сферах профессиональной деятельности),
с одной стороны, с другой – растущая доля мотивированных студентов, которые осознают важность саморазвития, готовы к новым социально-экономическим вызовам и не готовы брать «пакетные решения» конкретного вуза (бакалавр-магистр-аспирант);

  • усиление со стороны ведущих мировых университетов стратегии «кадрового пылесоса» (на основе результатов прохождения программ на базе МООС, стажировок, грантов и др.) – принципа McKinsey «война за таланты» – извлекающей лучшие кадры из национальных экономик;

  • ограничение по иммиграции и слабая диверсификация инженерной деятельности внутри страны.


Технологические потребности глобальной экономики знаний сегодня резко меняют характер отечественного инженерного образования в сторону институциональной модернизации, квалификаций и качества подготовки технических специалистов, обуславливают дискуссии о концепции «инженерной стратификации» в профессиях технического профиля и ранжирования вузов, осуществляющих подготовку специалистов по данному профилю.
Создание Координационного совета «Инженерное дело, технологии и технические науки»; разработка Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) четвертого поколения; формирование Совета по открытому образованию; государственная поддержка по созданию Инжиниринговых центров на базе ведущих российских вузов; внедрение в вузах (с 2014-2015 гг. – в штатном режиме) программ прикладного бакалавриата, ориентированных на интересы конкретного заказчика и позволяющих усилить практическую часть подготовки выпускников – это перечень тех управленческих решений, которые обозначила сегодня де-факто национальная экономика, и адресовала их, прежде всего, к представителям научного сообщества, руководству высших учебных заведений технического профиля.


В условиях научного поиска модели конкурентоспособного российского инженерного образования предоставляется целесообразным координация усилий по созданию исследовательской платформы для её анализа в условиях трансформации социального заказа и перспектив развития инфраструктуры, точек роста экономики знаний. Авторы проекта вынуждены констатировать, что проблемы отечественного инженерного образования в условиях трансформации социального заказа в социологии управления практически не изучались, что делает исследовательскую работу теоретически и практически значимой. Всё это определяет актуальность темы исследования, избранной авторским коллективом и правомерность научного поиска в контексте анализа инновационных процессов в вузах как конкурентоспособного потенциала развития регионов в условиях трансформации социального заказа.


Комплексность исследования заключается не только в выявлении сущности, основных характеристик российского инженерного образования в условиях трансформации социального заказа, тенденций и закономерностей функционирования и развития современных инженерных вузов с промышленностью, бизнесом, обществом, но и в разработке практических предложений и рекомендаций по совершенствованию их взаимодействия. Исследование предполагает изучить и представить требования новых парадигм инженерного образования, на примере ведущих технических вузов мира раскрыть реальные «кейсы» инженерных компетенций XXI века, сформулировать рекомендации по интеграции и адаптации «лучших практик» в живую ткань научно-образовательного процесса технических вузов Российской Федерации. 


Целью исследования является комплексный междисциплинарный и интегративный анализ сущности, основных характеристик российского инженерного образования в условиях трансформации социального заказа, перспектив развития инфраструктуры, точек роста экономики знаний, тенденций и закономерностей функционирования и развития современных инженерных вузов с промышленностью, бизнесом, обществом (всех участников взаимодействия: инженерное образование – наука – промышленность).

  • Год начала проекта: 2017.
  • Год окончания проекта: 2019.