Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®
Уникальный онлайн-курс «Цифровые двойники изделий»
33535 прочтений

Из воспоминаний академика АН СССР А.Н. Крылова

Крылов Алексей Николаевич (03.08.1863, село Висяга Симбирской губернии, - 26.10.1945, Ленинград], советский кораблестроитель, механик и математик, академик АН СССР (1916; чл.-корр. с 1914), Герой Социалистического Труда (1943). После окончания в 1884 Морского училища был зачислен в компасную часть Главного гидрографического управления, где выполнил свои первые научные работы по девиации компасов. В 1890 окончил кораблестроительное отделение Морской академии и дальнейшую деятельность посвятил главным образом разработке вопросов теории корабля. С 1890, почти 50 лет, преподавал в Морской академии, а также в Петербургском (Ленинградском) политехническом институте и др. вузах. Создал ряд учебных курсов, явившихся одновременно оригинальными научными трудами большого практического значения.

С 1900 руководил Опытовым бассейном для испытаний моделей судов, в 1908-10 был главным инспектором кораблестроения и председателем Морского технического комитета. В 1910-17 консультировал по вопросам судостроения на Металлическом, Путиловском и др. заводах. Активно участвовал в проектировании и постройке первых русских линкоров типа "Севастополь", ввёл в конструкцию кораблей ряд технических новшеств, нашедших затем применение в практике военного кораблестроения. С 1916 -директор Главной физической обсерватории и начальник Главного военно-метеорологического управления, с 1917 - директор физической лаборатории (позже института) Академии наук. В 1919 назначен начальником Морской академии, участвовал в её преобразовании и выработке устава. В 1921-27 находился за границей в составе комиссии для возобновления научных контактов и для решения практических народно-хозяйственных задач, связанных с укреплением морского и ж.-д. транспорта. С 1927 продолжал преподавать в Морской академии и руководил Физико-математическим институтом АН СССР. Активно участвовал в решении основных технических вопросов военного и гражданского судостроения в СССР.

Труды А.Н. Крылова посвящены теории корабля, теории магнитных и гироскопических компасов, артиллерии, математике. Для вычисления основных характеристик корабля - остойчивости и плавучести - разработал рациональные приёмы и схемы, ставшие классическими. Создал теорию килевой качки, дал методы определения поведения судна в общем случае движения под углом к направлению бега волн. Важное практическое значение имели работы А.Н. Крылова по непотопляемости судна, особенно составленные им таблицы непотопляемости. А.Н. Крылова принадлежат выдающиеся работы по строительной механике корабля. Им начата разработка динамических проблем в кораблестроении, создана теория вибрации судов, предложен оригинальный метод расчёта балок, лежащих на упругом основании, имеющий большое значение не только для расчёта судовых корпусов, но и для развития строительной механики в целом. В 1938-40 опубликовал комплекс работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов, разработал теорию влияния качки корабля на показания компаса (Государственная премия СССР, 1941).

Работы А.Н. Крылова по теории кораблестроения принесли ему мировую известность. Большую ценность имеют также работы А.Н. Крылова по математике и механике. Он разработал ряд вопросов рациональной организации численных расчётов, обосновал способ улучшения сходимости тригонометрических рядов, предложил (1931) метод решения т. н. векового уравнения. Им построена первая в России машина для интегрирования дифференциальных уравнений (1904), создан ряд важных корабельных и артиллерийских приборов. А.Н. Крылов выполнены крупные исследования в области колебаний артиллерийских стволов и внешней баллистики. Непреходящую ценность имеют труды А.Н. Крылова, посвященные разработке наследия классиков науки - И. Ньютона, Л. Эйлера, К. Гаусса и др. Им созданы яркие очерки о жизни и деятельности П.Л. Чебышёва, Ж. Лагранжа, И. Ньютона и др.

Соч.: Собр. трудов, т. 1-12, М.-Л., 1936-56; Избр. труды, Л., 1958; Мои воспоминания, Л., 1984.

Лит.: Лучининов С.Т., А.Н. Крылов. Выдающийся кораблестроитель, математик и педагог, М., 1959; Труды ин-та истории естествознания и техники АН СССР, т. 15, М., 1956 (том посвящен А.Н. Крылову); Ханович И.Г., Академик Алексей Николаевич Крылов, Л., 1967; Штрайх С. Я., Алексей Николаевич Крылов. Очерк жизни и деятельности, М., 1956; Яновская Ж. Академик корабельной науки, СПб., 2001

Из воспоминаний академика А.Н. Крылова (Воспоминания о А.Ф. Иоффе. Наука. Л: 1972., стр. 15:):

"В 1919 г. А.Ф. Иоффе внес в Совет Политехнического института, разработанный под его руководством, проект учреждения в составе института физико-механического факультета, на котором не было бы той неизбежной многопредметности, как на чисто технических факультетах, но зато было бы более обширное, а главное - более углубленное изучение математики, теоретической механики и физики, чтобы выпускать не рядовых инженеров, а ведущих деятелей в прикладной науке".

1-й Президиум (1919 г.) физико-механического факультета:
А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и А.Н. Крылов (слева направо)